Новый учебный год стремительно приближается. И вместе с ним вновь встает вопрос о вечерних занятиях, которые, кажется, не имеют конца и отнимают много сил у всех, кто вовлечен в этот процесс. Но зачем мы это делаем? Социолог Анна Кулешова предлагает несколько неожиданных объяснений.
С точки зрения психологии, данный вопрос имеет множество индивидуальных аспектов, начиная от перфекционизма и заканчивая невротическими расстройствами, которые приводят к бессонным ночам и побуждают нас выполнять детские поделки и решать школьные задания вместо детей. Наша психика, наша личность (с присущими ей амбициями, опытом и страхами), становится причиной того, что мы сами лишаемся сна. Отношение человека, например, к ребенку или к работе, позволяет понять его личность. Таким образом, перед нами, по сути, либо ответственный человек, либо безответственный; либо человек, переживший травмирующий опыт в собственном школьном детстве, когда родители не оказывали помощи с уроками, либо, напротив, переживший опыт травмирующей чрезмерной опеки, когда родители помогали до слёз и истерик и т. д.
Социологи будут интерпретировать эту ситуацию по-другому, поскольку для них принципиально важно выяснить, какие факторы формируют в конкретном обществе представления о том, что такое хорошее или плохое материнство. Например, если убеждение в том, что хорошая учеба ребенка в школе является показателем хорошего материнства, то это позволяет многое объяснить).
Какое социальное давление испытывает женщина, инициирующая выполнение домашних заданий вместо своего ребенка (если ребенок испытывает трудности, но мать не помогает ему с уроками, какие последствия могут возникнуть?
Если это так, то какие: понижение в более низкий класс? Негативное отношение со стороны родителей и одноклассников? Появятся ли у матери репутация человека, не сумевшего соответствовать требованиям школы и класса? Какие риски и последствия ждут ее в случае отказа от помощи в выполнении домашних заданий и почему, в конечном итоге, стало распространенным явлением выполнение домашних работ за ребенка? Существует ли скрытая конкуренция между родителями, проявляющаяся в помощи детям с домашними заданиями? Если да, то как она возникла и какие преимущества она дает?
Что же представляет собой хорошая мать? Ответы на этот вопрос существенно различались в разные исторические эпохи. Возможно, это трудно представить, но когда-то инфантицид (детоубийство) был относительно распространенным явлением в европейских и азиатских странах, например, в случае с внебрачными детьми. В Японии это объяснялось метафорой о «выпалывании лишних растений из сада, разросшегося больше, чем нужно». О том, как относились к детям в Древнем Риме, мы можем узнать из медицинского трактата, в котором была глава, посвященная деторождению, и подглава под названием «как определить, стоит ли ребенка воспитывать»…
Современное убеждение о необходимости постоянного присутствия матери рядом с ребенком, а также её занятие с ним образовательными задачами, вероятно, удивило бы мать Александра Сергеевича Пушкина.
Женщины из ее круга поручали воспитание своих детей кормилицам, няням и гувернерам, не опасаясь, что те вырастут, сформировавшись под влиянием стольких людей, и будут напоминать их (как сейчас пытается предупредить известная социальная реклама).
Отношения с детьми крестьян и представителей других трудящихся слоев населения в то время требовали особого рассмотрения, поскольку не было возможности для проявления излишней нежности и тем более контроля над их школьным образованием. Родители нередко сами не обладали достаточным уровнем грамотности, и эта ситуация сохранялась даже до 1930-х годов и позднее. Даже если они были образованными, их возможности в помощи ребенку с учебой были ограничены. К тому же, они трудились по долгу дня, и условия их жизни были непростыми. Неудивительно, что учителя пользовались почтением, их мнению доверяли, и ребенок должен был соответствовать ожиданиям и прикладывать усилия. Не воспринималось, что детство должно быть безоблачным и беззаботным. Это рассматривалось как подготовка к взрослой жизни, поэтому решение школьных трудностей за ребенка считалось неоправданным. В противном случае он не приобретет необходимых знаний и не сможет реализовать свой потенциал.
Люди, выросшие в советское время, считали, что школа должна давать знания, а ребенок должен сам ответственно подходить к учебе. Если же возникали трудности с обучением, ответственность за это возлагалась на ребенка и вызывала чувство вины у родителей: они, по их мнению, не смогли воспитать ответственного человека.
Речь не подразумевала, что родители должны самостоятельно решать проблемы, беря на себя функции выполнения домашних заданий. Подобный метод не рассматривался в школах, особенно учитывая, что ранее не все родители имели образование, а многие матери работали.
Современная школа претерпела значительные изменения. Даже в начальных классах задания часто формулируются таким образом, что участие родителей становится необходимым. В результате возникает сложность в определении того, кто должен выполнить работу: ребенок самостоятельно или с помощью родителей. Это наблюдается не только в школах с высокой репутацией, где, как предполагается, обучаются наиболее одаренные дети, но и во всех учебных заведениях, особенно на начальном этапе, где родители могут оказать помощь – сами или с привлечением репетиторов. Задания, называемые «проектами», и совместная с родителями работа, запланированная на выходные, включены в программу обучения во всех школах.
Зачем школам это нужно?
Возможных решений может быть несколько. Одной из причин является значительное усиление конкуренции, распространившейся на новые для неё регионы. В начальной школе преподавали алфавит и письмо, а младшие школы могли соревноваться друг с другом в художественных и чтецских конкурсах, но не в проектной деятельности, связанной с проблемами глобального потепления и компьютерным моделированием. Стало ясно, что эти вопросы выходят за рамки детских возможностей, и дети не смогут выполнить такую работу без посторонней помощи.
В определенный момент произошел сбой, и фантазия чиновников начала развиваться непредсказуемо. Конкурсы становились все более экстравагантными и теряли связь с детской тематикой, в них стали участвовать в основном родители.
Дети представляют на суд публики проекты с фильмами и презентациями, которые они не создавали. Однако мы притворяемся, что в этом нет ничего необычного. Подобным образом живет значительная часть населения. Менеджмент подчинил себе всех, и ради формальных отчетов мы готовы пойти на самые невероятные поступки.
Иногда дело в том, что многие школы не видят необходимости в подобной активности со стороны родителей. Педагоги надеются, что родители смогут объяснить детям, как выполнить задание, а дети уже сами справятся. Однако они не учитывают, что у родителей может не оказаться достаточного количества времени и сил на разъяснения, и поэтому гораздо проще выполнить работу самостоятельно, чтобы не оказаться в неловком положении перед классом. Таким образом, помощь в выполнении домашнего задания становится скрытым способом показать, что родители не могут справиться с нагрузкой и испытывают переутомление.
Родители в надежде на будущее
В другом ответе поднимается вопрос о профессионализации родительства, подразумевающей, что для многих оно превратилось в настоящую профессию женщин и некоторых мужчин. То есть существуют люди, и их совсем немало, для кого воспитание (подчас единственного ребенка) — основное занятие. И хотя они не получают за это зарплату, то есть настоящей профессией это все-таки считать пока нельзя, но выкладываются они в этой работе по полной, в надежде на будущее вознаграждение в виде жизненного успеха ребенка, и/или придавая своей жизни таким образом смысл, «реализуясь в детях». И, как в любой профессии, здесь возникает, с одной стороны, конкуренция, а с другой — результатом проделанной работы становятся именно дети (эффективность определяется успехами детей в школе). Можно опровергнуть эту мысль, сказав, что дети, их успехи, поводом для гордости стали не сегодня. Это так, не поспоришь, но обратите внимание, именно здесь и сейчас родители начали вкладываться в детей профессионально, прокачивая навыки на вебинарах и тренингах, жертвуя личным временем, порой тормозя или отказываясь от собственного карьерного роста.
Важно понимать мотивацию родителей в каждом конкретном случае. Иногда они становятся участниками сложившихся сообществ профессиональных родителей, которые действуют в рамках определенных школ. Попав в такие группы, родители оказываются в ситуации, когда единственный способ остаться – это присоединиться к этой активности, либо уйти из школы.
«Сопротивление коллективу, отстаивание идеи самостоятельного обучения ребенка и признание допустимости ошибок в его работах может быть сложным и болезненным процессом.
Вероятно, социальное давление окажется более мощным и способно сломить как ребенка, так и его родителей, принеся на них ярлык не сумевших.
Иногда подобный ход событий становится вполне осознанным решением. Существует множество способов начать развивать профессиональные качества у ребенка с самого раннего возраста, так почему бы этим не воспользоваться? Особенно когда вокруг постоянно говорят о возможностях для развития детей. Не стоит заострять внимание на том, что значительная часть этих людей стремится извлечь выгоду из родительских переживаний и любви. Для них коммерчески выгодно создавать впечатление, что самостоятельно справиться со сложной задачей современного родительства невозможно. На мой взгляд, это одна из особенностей общества потребления: нас приучают к тому, что ценность имеет все, что можно приобрести, к чрезмерному и показному потреблению. Я приобрел ребенку iPhone и отправил его на психолингвистическую программу в Великобританию, а что сделали для своего ребенка ты? Не препятствовали его развитию и не вырастили здоровым и психически уравновешенным? Бессмысленные слова. Разговор в пользу тех, кому повезло…
Современное родительство стало частью массовой культуры, отражая тенденции к гуманности, индивидуализации и проявления любви. Эти ценности, восходящие к произведениям Жан-Жака Руссо или даже более ранним поколениям, постоянно трансформируются и приобретают новые формы. Детоцентризм усиливает давление на родителей, порождая вопросы: если я не помогаю ребенку с домашним заданием, это означает, что я его не люблю? Где проходит граница (или существуют ли они вообще?) между жестокостью, безразличием и любовью? Не являюсь ли я садисткой, отказывая своему ребенку в поддержке? Или я, наоборот, провоцирую у него зависимость и подрываю веру в собственные возможности? Не приучаю ли я его полагаться на меня во всем? А возможно, я опасаюсь того момента, когда я стану для него ненужной и он сможет самостоятельно справляться, поскольку не представляю, чем буду заниматься в своей жизни после этого? В этой ситуации становится очевидно, что современным родителям требуются значительно более широкие знания и навыки, которые не предоставляются ни в образовательных учреждениях, ни в университетах. Нужны знания в области психологии, педагогики, философии, и важно не попасть в ловушку, расставленную теми, кто извлекает выгоду из неосведомленности родителей. Это практически неразрешимая задача!
В отсутствие чёткой системы координат мы сами должны принимать решения, беря на себя полную ответственность за их результаты. Это история, требующая смелости, и не каждый готов к ней. Поэтому, безусловно, легче следовать существующим в обществе тенденциям, например, помогать детям с уроками, поскольку так поступают все.
Позитивный момент заключается в том, что современный мир предлагает широкий спектр возможностей и сценариев развития. Если совместное выполнение ребенком домашних заданий, распространенная практика в вашем окружении, вызывает негативные эмоции, стоит рассмотреть возможность поиска другой школы или перейти на домашнее или альтернативную форму обучения, не поддаваясь общественному мнению и объясняя ребенку сложные аспекты жизни в обществе: невозможно быть независимым, оставаясь его частью.
Для тех родителей, чьи дети сейчас учатся в начальной школе, я раскрою один секрет: этот период обязательно закончится. С поступления в среднюю школу ребенок начнет самостоятельно осваивать учебный материал или с помощью дополнительных занятий с репетиторами.
В большинстве семей родители не всегда могут обеспечить полноценную помощь детям во всех предметах до одиннадцатого класса. Иногда, и ребенку, и родителям может показаться, что настало время отказаться от такой практики, ведь они не могут проживать жизнь за своего ребенка, и ему необходимо начинать действовать самостоятельно. Например, выполнять домашние задания…
И всё же, если выполнение домашних заданий ребенка не вызывает у вас огорчений, а наоборот, сближает и приносит радость, если вы поступаете так не из-за внешнего влияния, а по внутреннему побуждению – это тоже один из вариантов развития событий. Ваш личный путь. И вы вправе его выбирать, так же как и другие имеют право не следовать ему. Не стоит осуждать их в душе, называя безответственными. Мы все разные. И это замечательно. Природа не создала равных, а о людях и говорить не приходится.