Ребёнку уже год, и он не произносит ни одного слога. В два года ситуация не изменилась. И даже в три года он всё ещё не говорит. К кому обратиться: к неврологу, нейропсихологу, логопеду или остеопату? Давайте выясним, что может быть причиной задержки речи и как помочь ребёнку начать говорить.

Наш эксперт — нейропсихолог, психосоматолог, автор практических занятий и медитаций для детей Екатерина Тур.

Ежегодно наблюдается рост числа детей, испытывающих трудности с речью. К сожалению, подобные проблемы являются следствием технического прогресса.

Чего молчим?

Наиболее интенсивное развитие речи наблюдается до трёхлетнего возраста. Поэтому до этого периода необходимо выявить факторы, вызывающие отставание в речевом развитии.

Причина №1. Беспокойство матери. Со временем постоянно переживающая мама начинает передавать свою тревогу ребёнку. А тревога является стрессовым фактором группы А, препятствующим развитию. Это связано с тем, что речь не рассматривается как главный навык, необходимый для самосохранения. В результате стресс вызывает широкий спектр психосоматических расстройств как у матери, так и у ребёнка.

Что делать? Не стоит водить ребенка к неврологам, а необходимо, чтобы мама обратилась к психотерапевту.

Причина №2. Телевидение и другие электронные устройства. Доступность видеоматериалов с самого раннего возраста приводит к избыточной нагрузке на детскую психику. Кроме того, электронная информация воспринимается иначе, чем живая речь. Мозг не обрабатывает цифровой шум. Голос, артикуляция, выражение чувств, эмоций и энергии, непосредственное общение – всё это необходимо для полноценного развития.

Что делать? Не стоит спешить с ранним знакомством детей с электронными устройствами. Однако по мере взросления полностью исключить их использование будет нереально. Вместо запретов лучше осуществлять контроль и устанавливать ограничения. Ребенку необходимо усвоить, что мультфильмы и компьютерные игры – это лишь развлечение на короткое время».

Причина №3. Если ребёнок не может есть твёрдую пищу, это может помешать развитию речи. Для формирования слов необходимо, чтобы мышцы и связки ротовой полости были развиты, а также чтобы язык и челюсти функционировали должным образом.

Что делать? Через год отказ от пюрированной пищи.

Причина №4. Подстраивание под нечленораздельные звуки. Когда ребенок произносит «Ака», а мать восхищенно интерпретирует это как «Собака». Или когда малыш говорит «Би-би», а родительница с восторгом констатирует, что он заметил машину. Однако, перевод детской речи на русский язык – это неблагоприятная помощь. В результате, ребенок может решить, что ему не нужно прилагать усилия, и перестанет это делать.

Что делать? Необходимо проявлять выдержку и помогать ребёнку осваивать правильную лексику.

Причина №5. Недостаток физической активности негативно сказывается на развитии ребёнка. Подобно тому, как тренируются мышцы, необходимо стимулировать и развитие речи.

Что делать? Детям необходимо проводить время на свежем воздухе, заниматься спортом, танцевать и посещать другие секции. Кроме того, им полезен массаж.

Причина №6. Чрезмерная опека или давление – оба подхода препятствуют естественному развитию нейронных связей в мозге ребёнка. Родители, проявляя излишнюю заботу или, напротив, принуждая к занятиям, негативно влияют на самостоятельное формирование нейронов.

Что делать? Для стимуляции речи у ребёнка полутора-двух лет необходимо как можно больше играть с ним, поскольку возможности для обучения появятся позже. Развивающие занятия в этом возрасте проводятся исключительно в форме игры, создающей поддерживающую среду. И, безусловно, перед началом следует отключить все электронные устройства. Регулярные игры предпочтительнее проводить в специально выделенной зоне.

Учим играючи

Игровые формы — отличный способ стимулировать развитие речи. Они не только способствуют более раннему появлению речи у детей, но и помогают снизить уровень стресса у родителей. Такие занятия помогают укрепить эмоциональную связь между родителем и ребёнком.

Игра в кубики, конструктор. Сначала мама называет цвета кубиков, затем это делает ребёнок. После этого усложняется игра: из кубиков разных цветов строятся пирамидки, и малыша просят описать, какой кубик расположен над каким (например, красный стоит на жёлтом, синий — на белом). В такой несложной игре одновременно развиваются мелкая моторика и речь.

Массаж, пальчиковые игры. Для освоения навыков массажа не обязательно посещать специализированные курсы. Достаточно выполнять несложные поглаживания и выполнять упражнения с использованием пальцев. Важно при этом разговаривать с ребенком. Например, можно описывать выполняемые действия: «Согнули ножки, ручки, поглаживаем животик». Хороший эффект дают и простые стишки:

Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять играть начнём.

Апельсинка, апельсинка,
Почему ты жёлтой стала?
Потому что, потому что
Солнышке лежала.

Исполнение забавных детских песенок и чтение потешек также приветствуются. Речь матери, сопровождаемая тактильным и эмоциональным общением, создает у ребёнка чувство защищённости и способствует ускорению развития.

Важно

Необходимо обратиться к специалистам (детскому неврологу, сурдологу, оториноларингологу, логопеду), если у ребёнка:

  • до года не подражает слогам и словам и у него отсут­ствует лепет;
  • к году не понимает мамину речь, не даёт эмоциональной реакции на неё;
  • старше года не имеет в лексиконе хотя бы 6–10 слов;
  • не ориентируется в пространстве, не может найти
  • источник звуков;
  • к году плохо жуёт и глотает.

Провокация речи

Есть множество игр, способных помочь заговорить человеку, который не склонен к общению. Вот некоторые из них.

Непонятливая мама. Когда ребёнок начнёт заменять указательные жесты речью, начните притворяться, будто вдруг перестали понимать его, если он показывает на предмет, не называя его. Но не проявляйте недовольство, а мягко говорите: «Я не понимаю, что ты имеешь в виду». И давайте ребёнку не то, на что он указывает. Важно сохранять спокойствие. Злиться могут оба, в особенности малыш, которого вдруг перестали понимать. Если же вы чувствуете, что начинаете раздражаться, повторяйте про себя, как заклинание, что таким образом вы стимулируете развитие коры головного мозга вашего ребёнка. Управляйте своей раздражительностью.

Карточки с животными. Ребёнок уже в некоторой степени способен произносить слова, однако не умеет соединять их в связные фразы? Начните с простых карточек с изображениями животных. Сначала вы называете, что на них изображено, а затем просите повторить за вами. Когда все картинки будут изучены, переходите к небольшим рассказам о каждом животном: «Верблюд обитает в пустыне и умеет добывать воду». Или: «Собака умеет лаять и вилять хвостом, она дружелюбна».

На следующем этапе необходимо спросить у ребёнка, о ком он хотел бы услышать сказку. Узнайте, является ли собака злой или доброй. Спросите, где верблюд хранит воду. Вовлекайте его в беседу, побуждайте задавать вопросы. Это упражнение способствует развитию зрительного восприятия, речи и эмоционального интеллекта.

Иммерсивный театр. Регулярное чтение сказок для ребёнка, сопровождаемое выразительной подачей – с использованием голосовых интонаций, мимики и жестов, а также с вовлечением малыша в процесс – оказывает положительное влияние на развитие. Такие приемы помогают укрепить как эмоциональный интеллект, так и навыки восприятия речи.

«Что слышу, то пою». Именно это я и имею в виду. Во время прогулки не стесняйтесь говорить, описывайте всё, что видите и слышите. Например: «Вот залаяла собака, она, видимо, вышла на прогулку и хочет поиграть с мячом». «Проехала машина, она может двигаться быстро, но водитель обязан следовать Правилам дорожного движения» и тому подобное. Это весьма полезно для построения связей, развития логики, слухового восприятия и пространственной ориентации.

Золушка. Положите в миску макароны, фасоль и крупную крупу (гречку, рис, перловку). Необходимо разделить эти продукты друг от друга. Работайте вместе с ребенком. В процессе развлекайте его: рассказывайте стихи, шутите, хвалите, пойте простые песенки, которые можно fa fb ;выдумывать на ходу. Главное – не молчите и сохраняйте позитивный настрой.