фотобанк
`
Определение границ дозволенного для детей – значимая и ответственная задача для родителей, однако она часто связана с определенными сложностями. В ответ на установленные запреты дети могут умолять, договариваться, плакать, обвинять или игнорировать установленные правила, отказываясь их выполнять.
«Нет», «нет», «нет», «нельзя», «нет», «нельзя», – эти запреты приходится повторять столь часто, что мы порой произносим их, не задумываясь о том, что именно запрещаем и в чем причина. Но существуют ли другие варианты? Можно ли позволить детям безоговорочно следовать всем своим желаниям? Разумеется, нет! Следовательно, необходимо выработать другие, более действенные методы выражения отказа».
фотобанк
`
«Я понимаю, что ты любишь мороженое, однако чрезмерное употребление нежелательно»
Родителям часто приходится ограничивать детей в потреблении вредной еды, времени просмотра мультфильмов и других развлечениях. Вместо категоричного отказа можно разъяснять свою позицию и спокойно повторять, что избыток сладостей негативно скажется на зубах, а планшет – на зрении.
В будущем данная стратегия окажется более эффективной, чем обещания, которые будут выполнены лишь завтра или вечером. Это объясняется тем, что дети испытывают трудности с перенесением дискомфорта и неудобств ради неопределенного будущего. Они сосредоточены на настоящем моменте, и отдаленная перспектива вознаграждения является слабым стимулом. Гораздо логичнее с их позиции – настоять на своем, устроить истерику и добиться желаемого немедленно.
фотобанк
`
«Кровать – для отдыха, а не прыжков»
Вместо того чтобы кричать и запрещать, когда ребенок начинает раскачиваться на кровати, постарайтесь сдерживаться и объясните ему, почему это недопустимо. Объясняйте, для чего предназначены вещи, подчеркивая, что не одобряете их использование не по назначению. Ботинки предназначены для улицы, тапочки – для дома, а тарелка – для еды, и может разбиться, если ее бросить на пол.
«Давай будем добрыми»
Когда вы замечаете, что ваш ребенок проявляет хулиганское поведение, не стоит сразу же его наказывать. Объясните, что растения нуждаются в своих ветвях для жизни, что причинение боли животным – это плохо, а игрушки имеют свою ценность. Важно воспитывать в ребенке стремление к доброте, сочувствию и справедливости. Даже если младший брат сломал пирамидку и возникает желание его отругать.
фотобанк
`
«Стоп!», «Опасность!» и «Горячо!»
Зачастую мы говорим «нет», чтобы защитить детей от потенциальной опасности. Мы запрещаем им подходить к собакам, не разрешаем играть с розетками и приближаться к плите. Однако простого отказа и ограничений недостаточно для объяснения возможных последствий – в подобных ситуациях лучше быть более точным и сказать, что сумка слишком тяжелая, чем просто запрещать ее поднимать.
Иногда «да» – тоже «нет»
Если ситуация представляется тупиковой, как, например, желание приобрести игрушку, которую вы не собирались покупать, и у вас есть время, можно применить тактику согласия. Предложите: «Да, это действительно привлекательная игрушка. Как ты считаешь, что необходимо сделать, чтобы она оказалась у тебя?». Безусловно, откровенный разговор между стеллажами магазина может затянуться, но если вы не спешите, то выслушать и понять ребенка – не такая уж и плохая затея.
фотобанк
`
«В нашей семье так не принято»
Такая формулировка хорошо подходит для объяснения в нестандартных обстоятельствах, когда необходимо донести до людей определенные ценности или нормы поведения. К примеру, это может касаться запрета на плевки, оставление грязной одежды на полу, прием пищи нечистыми руками и не заправка постели по утрам.
В любой ситуации важно придерживаться своей позиции и не изменять её под влиянием убеждений