В возрасте 81 года свой день рождения отмечает основатель бренда Жиль Сандер. В честь этого события собрали десять (не)очевидных фактов о немецком дизайнере, которую по праву называют королевой минимализма. К каждому факту прикреплены архивные фотографии Жиль Сандер.

1

дебютировала в фэшн-индустрии в 21 год

В 1943 году в немецком городке Вессельбурене родилась будущий адепт минимализма Сандер. Сразу же ей поняли интерес к одежде, точнее её пошиву. В 1963 году Жиль поступила в текстильную школу в Крефельде и отправилась на двухлетнюю стажировку в Калифорнийский университет Лос-Анджелеса за отличную успеваемость. В 21 год дебютировала в мире моды как ассистент редактора журнала McCall’s в Нью-Йорке, но вернулась в Германию из-за смерти отца. В родной стране быстро нашла место под модным солнцем и продолжила писать для журнала Brigitte. В 1966 году получила позицию фэшн-редактора в Petra. Спустя год Сандер открывает первый бутик в гамбургском районе Пёсельдорф, где привозит вещи Thierry Mugler и Sonia Rykiel, а также начинает продавать свои собственные разработки.

Жиль Сандер

2

Придерживалась своей позиции и внедряла минимализм в 70-е годы.

В 1968 году появился бренд Jil Sander, а в 1975-м Жиль привела марку в Париж, где минимализм и лаконичность не нашли отклика. Не останавливаясь, Сандер работала по выбранной траектории и в 1979 году запустила первый парфюм Pure. Вход в бьюти-индустрию был редкостью, как и выход марок на фондовую биржу, но этот поворот позволил бренду стремительно расширяться. Сандер активно работала на Азию и Северную Америку. В 1993 году дизайнер вернулась в Париж с триумфом, открыв флагманский магазин на авеню Монтень. Жиль обращалась к немецким концепциям современности. Ее эстетика восходила к видению Баухауса о соединении ремесла и промышленного производства, а в первой рекламной кампании были явные отсылки к искусству графической редукции.

Жиль Сандер, 1968

Жиль Сандер у входа в свой бутик в Гамбурге, 1968 год.

3

Создавала одежду, ориентируясь на практичность повседневной жизни.

После Франции флагманские магазины Jil Sander стали появляться по всему миру — от Соединенных Штатов до Китая. У нас была обширная коллекция, которую нужно было поставлять в магазины площадью 10 000 квадратных футов. Конечно, в рамках ограниченного времени показа мы хотели передать концепцию, но зайдя в магазин на авеню Монтень, там можно было увидеть прекрасную одежду. Каждая вещь обладала высоким уровнем качества и мастерства. Мы никогда не производили одежду исключительно для показов.

Жиль Сандер на показе своей коллекции весна-лето 2005 в Милане.

4

Перемещалась между собственным брендом и другими проектами неоднократно.

Жиль Сандер, Сан-Франциско

В 1999 году Jil Sander входит в состав Prada Group — Миучча Прада и Патрицио Бертелли выкупают 97% акций бренда. Сандер сохраняет пост креативного директора и становится председателем. Вскоре покидает марку, указав на разногласия с Бертелли. В 2003 году вернется, но через год снова уйдет из Jil Sander.

Жиль Сандер

5

Экспериментировала с работой в сфере доступной моды Uniqlo.

Во время передачи марки от одного собственника к другому (в феврале 2006 года Change Capital Partners выкупил бренд у Prada Group, а в 2008-м владельцем стал японский Onward Holdings) Сандер занималась садом в Германии и объявила о сотрудничестве с Uniqlo. Для японского бренда дизайнер создавала (до 2022 года включительно) мужские и женские коллекции под маркой +J. Коллаборация пользовалась огромной популярностью все время существования. «Всегда люди желали дизайн Jil Sander, но цены были проблемой. Партнерство с Uniqlo стало прекрасным опытом, который позволяет говорить: Jil Sander — для всех».

Жиль Сандер для журнала Marie Claire (Германия), 1991 года.

6

Возвращение в Jil Sander повторялось, но всегда краткосрочным.

Вернувшись в 2012 году после восьмилетнего перерыва, Сандер возглавлял Jil Sander до тех пор, пока Раф Симонс не ушёл в Dior. Но и эта история оказалась для Жиля лебединой — через три сезона и восемнадцать месяцев она покинула марку в последний раз, сославшись на личные причины. За свою работу в Jil Sander ей был вручен орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Жиль Сандер

7

оказалась новатором своего времени

Влияние Сандер на модную индустрию своего времени и будущего трудно переоценить: ей удалось не только изменить визуальный стиль, но и расширить подход широкой отрасли к брендингу, розничной торговле, фотографии, художественному руководству, парфюмерии и косметике. Несмотря на взлеты и падения, дизайнер никогда не отклонялась от намеченного пути — она стремилась создавать «чистую» и привлекательную за счет простоты одежду. И ей это удавалось. Дизайн Сандер посредством методов кроя, ткачества, обработки и производства побуждал одеваться по-новому.

Жиль Сандер

Центральное место всегда занимал материал, которому уделяли огромное внимание, исследовали его, импортировали самые современные, высокотехнологичные ткани из Японии и сотрудничали с итальянскими производителями для разработки новых — со скульптурной гибкостью. О чём сегодня говорят коллекции Люси и Люка Мейер: с 2017 года продолжают дело Жиль и, стоит признать, делают это на твердую пятерку, трансформируя ее идеи и распространяя их на всю визуальную составляющую марки.

8

Проводила выставку своих работ.

В 2017 году в Музее прикладного искусства во Франкфурте открылась выставка, посвященная работам Жиль Сандер — Jil Sander. Present Tense. Жиль вместе с Маттиасом Вагнером К стал куратором экспозиции. Она состояла из масштабных мультимедийных инсталляций, посвященных её влиянию на эстетику, материал и форму моды, дизайна продукции, архитектуры и садово-паркового искусства. Выставка представляла собой прежде всего свежую интерпретацию эстетики Сандер.

Жиль Сандер на презентации своей выставки «Present Tense» в Франкфурте, 2017 года.

9

была настоящим революционером

Об этой революции, как и о новаторстве Жиль, можно судить по многим знаковым вещам и стилистическим приемам, которые опережали время. В 1995 году дизайнер застегивала белоснежный жакет на все три пуговицы в кампейне с Эмбер Валлеттой и заставляла держаться кардиган на голое тело только на одной, верхней, на шоу весна-лето 1998. В 1998 году показала платье-одеяло и на протяжении всей карьеры любила прозрачность, а еще — миксовать черный, серый, белый, бежевый, иногда разбавляя этот нерушимый союз яркими пятнами.

Жиль Сандер на фотографии Питера Линдберга.

10

и настоящим источником вдохновения для других

Ее любовь к лаконичным вещам, не перегружающим образ, желание одеть женщину для себя, а не для мужского взгляда, талант создавать удобную, понятную и убедительную одежду, в которой женщина чувствует себя комфортно и уверенно, равно как и ее мастерство с технической стороны, принесли ей титул королевы минимализма. Интеллектуального минимализма, который после ухода из мира моды Жиль продолжают воплощать Стелла Маккартни и, безусловно, Фиби Файло.

Жиль Сандер