Наш эксперт – александр Саутенко — врач-травматолог, руководитель отделения травматологии и ортопедии Российского детского клинического госпиталя Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук. .

Нагружать всё больше нас…

Елена Нечаенко, aif.ru: Скажите, Александр Александрович, стоит ли родителям обращать внимание на осанку своих детей?

Александр Саутенко: осанка играет ключевую роль в развитии ребёнка. Это важно не только для эстетики: человек с прямой спиной, гордо поднятой головой, красиво развёрнутыми и симметричными плечами и ровно стоящим тазом выглядит более привлекательно и уверенно. Однако, это лишь видимый аспект проблемы. Нарушения осанки приводят к неравномерной нагрузке на позвоночник, что может иметь более серьёзные последствия. Наименее опасным из них является повышенная утомляемость и снижение переносимости физических нагрузок. В дальнейшем могут развиться хронический болевой синдром и ощущение онемения в конечностях, вызванное сдавливанием сосудов и нервов. Нарушение осанки у ребёнка может привести к деформациям позвоночника, таким как кифоз и сколиоз. Важно помнить, что простого напоминания ребёнку, чтобы он не сутулился, недостаточно. Для поддержания здоровья спины школьнику необходима подходящая физическая активность, правильно организованный режим дня, труда и отдыха, контроль веса и психологического комфорта, а также грамотный выбор школьной сумки и обустройство рабочего места.

– – Когда может развиться нарушение осанки и какие меры следует предпринять для его предотвращения?

– проблема не проявляется мгновенно. В начале наблюдаются функциональные нарушения: ребёнок постоянно сутулится или отклоняется в ту или иную сторону, что приводит к хронической перегрузке одних мышечных групп и недоразвитию других. При регулярном повторении такие отклонения становятся устойчивыми и перерастают в костные, анатомические деформации, которые значительно сложнее корректировать.

– какие спортивные дисциплины наиболее эффективны для коррекции осанки?

– состояние опорно-двигательного аппарата играет значительную роль в этом вопросе. Ходьба, бег, футбол, баскетбол, катание на лыжах и плавание традиционно считаются полезными для формирования правильной осанки. Однако, при наличии у ребёнка проблем со спиной, выбор вида активности должен быть индивидуальным и осуществляться по рекомендации ортопеда.

Знания за спиной

– – Родители в настоящее время активно приобретают школьные принадлежности. Какие аспекты следует учитывать при выборе ранца или рюкзака?

– – Важнее всего при выборе школьной сумки – удобство, а не её размер, внешний вид или форма. Поэтому рюкзак следует приобретать только после примерки. Ребёнку необходимо пройтись с ним, чтобы оценить, насколько он удобен.

Важным аспектом является вес рюкзака. Ранец должен быть максимально лёгким, так как ребёнок будет переносить в нём тяжелые учебники. Оптимально, чтобы собранный рюкзак младших школьников не превышал 10% от их веса, а для учеников средней и старшей школы – 15%. Иначе это может привести к нарушению координации при ходьбе.

Важный аспект – спинка рюкзака или ранца. Поверхность, контактирующая со спиной, должна обладать достаточной жёсткостью. Это обеспечит равномерное распределение веса, что позволит избежать перегрузки отдельных участков позвоночника у школьника.

Не менее важно правильно организовать содержимое школьной сумки: тетради, учебники и канцелярские принадлежности не должны находиться в одном месте. Наличие различных отделений и карманов в школьном рюкзаке является желательным.

– – Не лучше ли взять сумку на плечо для школы?

– конечно. При этом рюкзак следует носить на обоих плечах, так как в противном случае нарушается равновесие, что может привести к асимметрии плеч и деформации позвоночника. Чрезмерный вес окажет негативное воздействие на суставы и кровеносные сосуды, что часто вызывает головную боль, ухудшает концентрацию и снижает продуктивность. В перспективе это может сказаться на успеваемости.

Наличие широких, мягких и регулируемых лямок – важное преимущество рюкзака, поскольку они не должны сдавливать сосуды. Длину лямок следует подбирать с учетом роста ребенка. Слишком длинные лямки приведут к тому, что рюкзак будет свисать и сместит центр тяжести, что может негативно сказаться на осанке.

Садись, пять!

– Как выбрать рабочий стул?

– рекомендуется выбирать стул или кресло с регулируемой высотой сиденья. Ноги ребёнка при этом должны полностью опираться на пол, а колени должны быть согнуты под прямым углом. Высокая спинка, предпочтительно с учётом естественного изгиба позвоночника, обеспечит поддержку спины школьника и не допустит сильного отклонения назад. Если кресло оснащено колёсиками, оно должно быть надежно зафиксировано. Наличие подлокотников также будет являться плюсом.

Правильная осанка также имеет большое значение. Школьник должен сидеть с прямой спиной, опираясь на спинку стула и используя всю его поверхность. И, разумеется, не следует складывать ноги друг на друга.

– А что скажете про стол?

– высота стола должна быть подобрана таким образом, чтобы ученик мог свободно размещать согнутые под прямым углом локти на столешнице, не испытывая напряжения в руках. Если стол окажется слишком высоким, ребёнку придётся сутулиться, а если слишком низким – задирать голову, что создаст нагрузку на шейный отдел позвоночника. Расстояние от глаз до столешницы при чтении и письме должно составлять не менее 30–40 сантиметров.

– Что лучше: стол или парта?

– наклон парт положительно влияет на формирование правильной осанки. При занятиях за столом рекомендуется использовать подставки для учебников. Важно, чтобы взгляд школьника падал на книгу не сверху вниз, а под прямым углом, что необходимо для здоровья позвоночника и зрения.

При работе за компьютером верхний край монитора должен быть на одном уровне с глазами школьника. Тетрадь следует располагать в центре, а настольную лампу – слева (для левшей – справа).