Почему болезнь протекает у одних людей быстро и бессимптомно, тогда как другие испытывают серьезные осложнения и нуждаются в длительном восстановлении?

Эксперт делится информацией о том, как связаны психическое состояние и физическое здоровье, и предлагает эффективные способы оздоровления.

Какие ответы дает психосоматика

Психосоматика – это область медицины, изучающая, как эмоциональное состояние человека влияет на его физическое здоровье, и наоборот. В рамках традиционной западной медицины инфекция определяется как вторжение вируса в организм, вызывающее воспалительный процесс. Применительно к острым респираторным заболеваниям, этот процесс локализуется в верхних дыхательных путях и может приводить к осложнениям, таким как нарушения в работе нервной системы, ухудшение памяти, проблемы со сном, трудности с концентрацией внимания, высокая температура тела и другие проявления.

Респираторные инфекции знакомы человечеству с древнейших времен. В течение всей истории появляются новые вирусы, и меняются их характеристики. К примеру, вирусы гриппа и ротавируса постоянно подвергаются мутациям, что приводит к различным реакциям в организме. Обычно эти заболевания проявляются у людей в виде повышенной температуры, насморка, кашля и боли в горле. Однако в более серьезных случаях развивается пневмония, температура тела может достигать 40° и выше, что может привести к смерти. А также возникают проблемы с кровью, такие как тромбозы.

С позиций психосоматики, для развития серьезного заболевания человеку необходимо пережить сильную эмоциональную травму. Это запускает начальный этап психосоматического развития болезни.

Первая стадия — сильный стресс

Проявления указывают на степень стресса, которую человек испытывал за несколько дней или часов до начала болезни. К примеру, если инфекция не проникла глубоко в организм, и у человека появился насморк или незначительный кашель, это свидетельствует о том, что он ранее находился в среде или пережил ситуацию, которая стала для него сильным раздражителем и была невыносимой.

Родители учащихся начальной школы нередко замечают, что ребенок отказывается идти в школу и впоследствии заболевает. Однако, зачастую это не связано с заражением от других учеников, а является реакцией организма на неприятные переживания, происходящие в школе. Посещение занятий нередко становится источником стресса. Именно поэтому большой объем информации и повышенная нагрузка могут провоцировать такую физиологическую реакцию. Иногда ребенок даже способен вызывать повышение температуры тела, чтобы избежать посещения школы.

Подобные реакции могут проявляться и у взрослых. К примеру, после конфликтного общения или неприятной ситуации может развиться острая респираторная вирусная инфекция. И чем сильнее была негативная реакция на произошедшее, тем более выражено это проявляется в физическом состоянии и тем интенсивнее развивается воспаление в верхних дыхательных путях.

Чтобы проиллюстрировать это, проведу аналогию с физическим трудом. Представьте, что вы используете лопату, к которой ваши руки еще не адаптированы. При этом вы совершаете определенные движения, которые приводят к трению черенка о ладони. В результате кожа в зонах соприкосновения сначала нагревается и становится красной, а затем образуются мозоли и поврежденные участки.

Во время работы болевые ощущения отсутствуют, они возникают позднее, когда кровь, благодаря процессам восстановления, поступает в ткани, нуждающиеся в регенерации. Таким образом, оказанное давление и раздражение вызывают реакцию, выражающуюся в повышении температуры и покраснении. Аналогичная картина наблюдается и в психосоматике: при вирусных инфекциях активируется вторая стадия психоэмоциональной реакции на стресс.

Второй этап – период восстановления после стрессового воздействия

Чтобы вернуть утраченное равновесие, организм активирует компенсаторные механизмы. Существует гипотеза, согласно которой человек, ранее испытавший неприятные обонятельные ощущения, может в результате болезни столкнуться с ухудшением или изменением восприятия запахов.

В процессе работы с этими пациентами я вызывал у них гипнотическое состояние, и нам удавалось восстановить воспоминания о событиях двух-трех летней давности, которые вызвали значительный стресс для их организма. Тело заблокировало эти переживания, а заболевание активировало их, проявляясь в виде неприятных симптомов.

С позиции психосоматики, именно стрессовое состояние предшествует развитию болезни, а не проникновение патологического процесса в организм.

Лишь после этого, в период восстановления, вирус без труда проникает в организм, вызывая воспаление, которое медики интерпретируют как острую респираторную вирусную инфекцию.

В процессе лечения заболевания мы наблюдаем его последствия, которые отражают интенсивность прошлых переживаний человека. Так, дети, подростки и молодые люди часто легче переносят вирусные инфекции по сравнению с людьми старшего поколения, поскольку их накопленный опыт воздействия раздражающих факторов оказывается менее обширным и глубоким.

Как укреплять здоровье

Как же бороться со стрессом, чтобы он не скапливался и не приводил к серьезным проблемам со здоровьем? Я советую придерживаться двух методов закаливания.

Начальный этап физической закалки – обливание прохладной водой. Это позволяет воздействовать на организм контролируемым образом и стимулировать иммунную систему к адаптации к стрессовым факторам.

Второй: психологическая закалка и работа над своим эмоциональным состоянием. Речь идет о формировании привычки ощущать счастье. Когда вы находитесь в позитивном настроении, вам легче преодолевать жизненные трудности, и, как следствие, вы меньше подвержены стрессу. В результате на любой раздражитель организм вырабатывает реакцию спокойствия и позитивного отношения. Поэтому люди, которые занимаются психологической закалкой и ментальным здоровьем, обычно реже болеют простудными заболеваниями.